СПО - что это?
В этой статье речь пойдет о Свободном Программном Обеспечении: как оно так получилось, что получилось то, что имеем.
Давным-давно, когда деревья еще были большими, компьютеры существовали только в крупных университетах: это было передовое направление развития науки на тот момент. По этой причине программное обеспечение для них могли писать лишь научные сотрудники и только в рамках академической модели разработки.
Т.е. исходные коды программ должны были быть опубликованы и открыты для критики, чтобы научное сообщество могло проверить истинность того или иного открытия.
Немного отступлю и поясню, что же такое исходные коды, потому как иначе разобраться в понятии СПО будет не под силу. Дело в том, что программное обеспечение создается и изменяется в одном виде - в виде исходных кодов, а распространяется, чаще всего, в другом виде - в виде машинных кодов. Из машинных кодов однозначно невозможно восстановить исходные коды программы. Таким образом, если кто-нибудь захочет разобраться в том как программа работает или хотябы понять что она делает, этот кто-нибудь должен обладать исходными кодами этой программы.
Но вернемся к нашим помидорам. На новую отрасль науки обратили внимание предприниматели: они переманили из университетов хороших сотрудников и не пожалели денег на разработку компьютеров. Это возымело успех, и совсем скоро компьютеры, разработанные корпорациями, заполонили рынок.
Вместе с компьютерами, разработчики поставляли базовое ПО, на разработку которого уходили деньги, и, чтобы не нести потери от бесплатного копирования своих программ конкурентами, корпорации лоббировали закон об авторском праве на ПО. Теперь просто сдуть программу у конкурента было нельзя, ведь злые конкуренты могли каааак подать иск в суд, да каааак оттяпать себе много зеленых бумажек, которые с таким трудом были заработаны. И халява закончилась.
Между тем, буржуйские корпорации делали большие успехи в разработке и продаже своих компьютеров, и если в начале 1970-х годов они только делали первые шаги, то к началу 1980-х университетские компьютеры проигрывали коммерческим по производительности и цене в разы. Университетам, чтобы не отстать от прогресса, пришлось закупать компьютеры на стороне, а для этого приходилось соглашаться с лицензиями, которые не давали доступ к исходному коду программ. Так наступила эра проприетарного софта (англ. proprietary - собственнический, имеющий хозяина).
В аккурат перед этим процессом в Массачусетском Технологическом Институте (MIT) шла разработка
лисп-машин, не важно что это, важно что перспективная штука была в то время. И вот, в один прекрасный день коммерческая фирма выкупила у университета права на лисп-машины и сманила к себе большую часть сотрудников, над ней работавших, сманила с коварной целью продолжить разработку у себя и потом эти самые лисп-машины продавать. Но один из сотрудников, из числа оставшихся в университете, никак не мог с таким согласиться: по его мнению это было неправильно, ведь он, и другие оставшиеся не мог более продолжать разработку своего детища, а это было досадно. Этого сотрудника звали Ричард Столлман.
Раз такое приключилось, Столлман решил в одиночку продолжить разработку лисп-машин, самостоятельно реализуя в своей копии программы те изменения, которые вносили коммерческие фирмы. Однако, одному человеку было не угнаться за работой целой фирмы. И тогда, в поисках единомышленников Столлман основывает некоммерческую организацию - Фонд Свободного Программного Обеспечения (англ. Free Software Foundation, сокращённо FSF), главной цель которого является сохранение академической модели разработки софта.
Столлман поставил и более глобальную цель - разработка полностью свободной от каких-либо патентных ограничений операционной системы, для которой было выбрано название GNU. Эта операционная система должна стать полностью совместимой с популярной тогда в академических кругах операционной системой Unix, поскольку для этой операционной системы работники университета уже много чего наработали, а наработки терять не хотелось.
Для пущей надежности FSF сформулировал четыре критерия свободного
программного обеспечения и разработал Универсальную Общественную Лицензию GNU (англ. GNU General Public License - сокращенно GNU GPL или просто GPL)
В 1991 году финский студент Линус Торвальдс опубликовал под лицензией GPL ядро Linux, которое подходило для операционной системы GNU. Нужно отметить, что к тому времени проект GNU был уже достаточно развит, однако, работа над собственным ядром GNU Hurd еще была далека от завершения, и ядро Linux пришлось как раз ко времени. С этого момента новая операционная система GNU\Linux, полностью свободная, написанная на 100% энтузиастами, начала набирать популярность, а вместе с ней и СПО в целом.
Сегодня СПО - является неотъемлемой частью мирового программного обеспечения, почти каждый человек использует его прямо или косвенно.
В следующей статье цикла торжественно клянусь рассказать о распространенных мифах и заблуждениях, касающихся СПО, о том, чем СПО лучше и чем хуже проприетарных разработок, и о состоянии дел в области СПО на данный момент. Не прощаюсь!
Добавить комментарий